Новоторжин О.В.
Епископ и ст. пастор церкви "Воскресение Христа"
Поездка в Аушвиц / Освенцим.

статья опубликована в журнале Зов Сиона №87 стр 34-37
http://callofzion.ru/photo/file/callofzion_87.pdf

Город Аушвиц, так называли его немцы, польское название города Освенцим, находится в 60 км к западу от Кракова в Польше.
Это памятник истории, любви и жестокости, насилия и выносливости, фатальности и надежды.
В рамках программы обучения музея Яд-Вашем, с группой российских верующих мы посетили музей- концентрационный лагерь и лагерь смерти Аушвиц.

Я был затронут до глубины души подвигом выживших, как они находили в себе силы радоваться каждой каплей жизни. А также, я был потрясен размерами человеческой ненависти и тем, до какого состояния бесчеловечности может дойти такое прекрасное творение Божье как человек, созданное любить Бога и своего ближнего.
Это был концлагерь для работы и место мгновенной смерти.
В концлагере Аушвиц содержались в первую очередь евреи, а также поляки, цыгане, политические немцы и преступники, гомосексуалисты, а также представители религиозной организации Свидетели Иеговы.

Строили фашисты Аушвиц на века. Стройка началась в 1939 а закончилась только в 44 году, а это значит, что планировалось и дальше использовать этот конвейер смерти.
Примечательно, что в Аушвиц- Биркенау 2 были построены даже бассейны, так как страховая компания потребовала их для обеспечения противопожарной безопасности.Остановили немцы стройку лишь тогда, когда Красная армия пошла в наступление в 1944 году.
Надо отметить, что первыми в нем были отравлены газом советские военнопленные. Фашисты испытывали способы убийства и для этого использовали Газ Циклон Б, который изначально был предназначен для травли вшей. Вот как оценивалась человеческая жизнь в глазах нацистов.

Фабрика смерти Аушвиц изначально созданная для уничтожения поляков, потом стала местом смерти евреев, но у нацистов росли аппетиты, и следом пошли цыгане, русские... Следом за евреями в печь пошли славяне.
Претензия на превосходство немецкой расы в фашистской идеологии готовила путь всем другим народам путь в печи крематориев.

Лагерь мгновенного уничтожения с 1941 по 1945 года принял в свои жестокие объятья 1 млн 400 человек, 1 млн 100 человек было уничтожено и 90% из них были евреи.
В лагере велась строгая отчетность казненных, при этом тем, кого расстреливали у стены казни, записывали - сердечный приступ, а другим, кого убивали уколом фенола в сердце – пневмония.
В документах евреев писали имя, фамилия и слово Израиль. Ведь тогда еще не было еврейского государства. Это было по причине Нюренбергского решения 1935 года, когда стали писать у мужчины еврея еще одно имя Израиль, а у женщин Сарра.
Любовь к бюрократии была настолько сильна, что даже имелась справка сколько зубов у умершего в Аушвице. Потому что зубы были и золотые и они все шли на переплавку.

Немцы пытались спрятать концлагерь от посторонних глаз и расположили его в центре Европы. На территории Польши проживало наибольшее число евреев - примерно 3 млн в предвоенное время.
В июне 1940 года начался первый поток узников в лагерь уничтожения. Ими стали польские политические заключенные. Впоследствии сюда погнали евреев, цыган, польское духовенство.
Узников гнали по улицам на вокзал на восток. С сумками, в которых было самое ценное. Им говорили, что их переселяют, а их везли на убийство.
Они до последнего продолжали верить, что не на смерть. Ведь человек верит в добро человека.
Везли семьями в товарных поездах, порой на расстояние до 1000 километров. Без воды, еды, света и тепла, в любую погоду, стужу и зной.
Для их транспортировки использовались вагоны товарняки. Ехали стоя, как это было возможным? В товарном вагоне, из разных сторон света.
Поезда прибывали непосредственно в центр лагеря. Построение, речь, селекция, стрижка наголо, вместо имени только номер. Уже не человек. Только цифра в фашисткой бухгалтерии.

На разгрузке заключенных начиналась селекция, отбор здоровых, годных к работе и слабых, больных, женщин и детей. На перроне стоял «господин жизни и смерти» и он решал, кому жить а кому сразу в печь крематория.
Им говорили: - Сейчас в баню пойдете, для дезинфекции. Отделяли детей от матери. Жен от мужей.
«Когда ж мы встретимся с нашими близкими, спросил один мужчина, - я здесь, а где моя жена? - и фашист отвечал – встретитесь в ближайшее воскресение.

На входе в лагерь играл оркестр из числа выдающихся музыкантов Европы, они провожали и встречали заключенных с каторжных работ.
Комплекс лагерей был обнесен колючей проволокой под высоким напряжением.
Были случаи, когда люди, бросались на эти провода, чтобы свести счеты с жизнью.
3 метра запретная полоса и охранник на вышке. Человек должен был успеть прикоснуться к проволоке, прежде чем он был бы ранен выстрелом эсесовца, таких потом отправляли на пытки и истязания.
Всякий день был пересчет узников. Если кто-то не хотел работать, то сразу расстрел, перед глазами всех. Работали они в зоне десятка километров. Надзиратели, так называемые капо, из числа уголовников Германии, обращались с узниками жестоко, могли безнаказанно бить и убивать осужденных.
От недоедания повсюду были жертвы голода.
Обтянутый кожей, как живой скелет, человек медленно склонялся и умирал. Умирающий носил название мусульманин, он как будто склонялся в молитве.

Лагерь состоял из множества жилых, технических и медицинских блоков.
10 блок сегодня закрыт и не используется из этических соображений, там проводились псевдонаучные опыты на живых людях.
11 корпус называли корпусом смерти так как оттуда никто живым не выходил.
Нас шокировало содержание женщин в деревянных бараках. Пронизывающий холод, без свежего воздуха, вши, блохи, крысы, размером с кошку или кролика, они выгрызали у умирающих внутренние органы. Содержалось от 700 до 1000 женщин в одном бараке.
Если кто-то сбегал, не выдерживая условий лагеря, фашисты делали штрафной отбор, и каждого десятого отправляли на голодную смерть. Вынуждая узников следить друг за другом. Повсюду было болото с человеческими отходами. Заключенные могли сходить в туалет только утром и вечером. Отдельно работала «Шайзекоманда» по уходу за туалетами. Они пахли так сильно, но именно поэтому они могли прожить дольше других, так как надзиратели обходили их стороной. Как же человек мог выжить в таких условиях.

Несмотря на бесчеловечное содержание страдальцев в лагере и тяжелые работы, было много случаев взаимопомощи, вплоть до самопожертвования.
В блоке номер 11 есть в подвале камера, в которой сегодня горят свечи, одна украшена цветами. В ней содержался польский монах францисканец Максимилиан Кольбе. Он был схвачен фашистами за помощь скрывающимся евреям. Однажды в их бараке не досчитались одного человека. Как выяснилось впоследствии, он утонул в выгребной яме. Надзиратель выбрал 10 человек для наказания голодной смертью. Один из десяти, польский сержант Франтишек Гаевничек, горько заплакал о своей жене и детях, о том что он никогда больше их не увидит. И тогда монах Кольбе предложил себя вместо него. Жертва была принята. Две недели страданий не сломили дух осужденных на верную смерть. Кольбе, сам страдая, всячески поддерживал других песнями и молитвами. Фашисты уколом фенола в сердце остановили жизнь верного слуги Христова, он был кремирован в печи, а его прах развеян по ветру.

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

Посещение Освенцима заставляет задуматься, как бы я поступил в борьбе за выживание. Смог ли бы я поделиться куском хлеба с голодным, сам слабея от недоедания? Нашел бы в себе силы для побега? Мог ли отдать свою жизнь ради спасения ближнего?
Ежедневно заключенных отравляли в газовые камеры. По полторы тысячи человек в день душили а потом сжигали в печах. Прах страдальцев развозили как удобрение на поля, либо сбрасывали в реки и озера.
Конечно же были попытки побегов, но как правило, они были неудачны. Беглецов ловили либо сами фашисты, либо их сдавали польские жители близлежащих населенных пунктов, страшась наказания.

27 января 45-го года на территорию концлагеря в Освенциме вошли советские войска под командования маршала Конева. Их встречали едва живые узники концлагеря, которых оставалось 7 с половиной тысяч. Слава Богу и великая благодарность воинам Освободителям.

Сегодня многие задают вопрос - какие были причины Холокоста?
Возможно они лежат, в так называемом, понятии исключительности немецкой расы в фашистской идеологии или в христианской теологии замещения?
Надо признать тот факт, что фюрер нацистской Германии и его пропагандисты, как основу для уничтожения евреев, использовали труды христианского богослова Мартина Лютера, утверждавшего что евреи прокляты Богом и церковь заменила место Израиля и приняла все обетования Божьи.

Юлиус Страйхер (пропагандист нацистский антисемитской идеологии) однажды сказал: еврейский вопрос это не вопросэтого момента, не вопрос общества, еврейский вопрос это вопрос планеты, это вопрос пришедший к нам из глубины вечности.

Мы можем согласиться с ним в этом, вспомнив об искушении первого человека змеем, и братоубийстве детей Адама. И этот вопрос не должен оставить никого равнодушным на нашей планете.

Я предлагаю задать себе вопрос, есть ли в наших церквях теология замещения? Многие, возможно, даже не слышали об этом, но разве равнодушие это не знак оного?
Проверить это несложно. Я сам удивляюсь как мне удалось за 20 лет моей пасторской деятельности ни разу не проповедовать из Римлянам 11 глава Нового Завета, в которой апостол Павел пишет о евреях, об их отпадении на время, ради спасения язычников.
Рефлексия от посещения отзывается в сердце, предупреждая нас, об опасности расизма в целом и антисемитизма в частности.

Пример Холокоста должен остановить расовую дискриминацию.

Сегодня в России вокруг нас живут гастарбайтеры. Кстати, хорошее слово, не оскорбительное и не унизительное на самом деле, если кто не знает, оно означает - приглашенный рабочий.
В зоне риска остаются и в настоящее время, в первую очередь, евреи а также выходцы из Средней Азии, государств других бывших советских республик, цыгане, афроамериканцы и другие.
Сегодня наш голос может быть подобен или пальцу смерти Аушвицкого лагерного врача СС Иоганна Кремера" решающему кому жить, а кому идти в газовую камеру или голосом Христа о любви к ближнему, независимо от его национальности и вероисповедания.

Вопрос, который задают некоторые при посещении Освенцим -а где был Бог?

Здесь уместен встречный вопрос - а где были мы - люди?

Где были люди тогда и где мы есть сегодня?!

Рекомендуемые фильмы для просмотра: х/ф Собибор, х/ф Список Шиндлера , х/ф Серая зона, д/ф Освобождение Аушвица.
**Местная религиозная организация Церковь Христиан веры евангельской(пятидесятников) "Воскресение Христа" г.Прокопьевск
«Политика в отношении обработки персональных данных»